Рекламный баннер 990x90px ban1
79.15
90.37

ДАТА В ИСТОРИИ ГОРОДА.

ДАТА В ИСТОРИИ ГОРОДА.

31 января 1682 год. Монахи Успенского Далматовского монастыря подали челобитную тобольскому воеводе князю А. А. Голицину с просьбой пожаловать им земли по реке Железенке (Каменке) для организации железоделательного производства (железных криц). В этот же день челобитная монахов была подана царю Федору Алексеевичу Романову. Ниже приводится фрагмент челобитной (в тексте сделаны некоторые грамматические исправления для лучшего восприятия):

«В нынешнем во 7190-м [1682] году генваря в 31 день били челом нам, великому государю, из Сибири Тобол[ь]ского уезду с Ысети реки Успенского монастыря игумен Исаак, строитель старец Долмат, келарь старец Никон, казначей старец Лукиян з братьею: в прошлом де во 7189-м [1680/1681] году приискали они в Сибири вверх по Исете реке на правой стороне, выше Калчаданского острогу пятнатцать верст, в пустых местах на речьке Железенке руду железную, а та де речька никому рус[с]ким людем и иноземцам не в даче, а лежит впусте. А им де, кроме тое руды, железа про монастырской обиход взять и купить негде, потому что де их монастырь от городов удалел в степи. И нам, великому государю, пожаловати б их для монастырских великих нужд и церковных потреб, велеть им на речьке Железенке тою железною рудою и лесом той речьки по обе стороны владеть, и о том дать им нашу, великого государя, грамоту».

Какие выводы делаем из текста? Четыре человека - игумен Исаак, старец Далмат, старец Никон и старец Лукиян являются основными челобитчиками и основателями нашего города. Кроме того они называют себя и приискателями железной руды на берегах реки Каменки, т.е. первооткрывателями рудных запасов в наших краях. А других имен нам история пока не открыла! А также, вы обратили внимание, что территория наша называется Сибирью, как и во многих других документах конца XVII - нач. XVIII вв.?

В январе 1701 года был составлен весьма интересный документ - Сметной список денежным доходам и расходам Каменской слободы. Что мы узнаем из этого документа? А то, что, слобода принадлежала Далматовскому монастырю до 10 февраля 1700 года. А затем по указу великого государя, царя и великого князя Петра Алексеевича перешла в казну, т.е. стала государственной, и сюда был послан «прикащик Иван Асторханцев» (Астраханцов). Этот документ еще раз подтверждает, что история монастырского поселения и история возникновения казенного завода и заводского поселения неотделимы.

Зенкова Л.В., старший научный сотрудник Краеведческого музея.

82704

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы