НАС ТАКОЙ ТРЕВОЖИТ МИР, ГДЕ БУТЫЛКА – КОМАНДИР.
Еще в школе нам всем рассказывали, почему пьянство – путь к бесполезному существованию, к страданиям и боли, причем не только твоей, но и твоих родных и близких. Пьяницы не работают, не приносят пользу, живут инстинктом «найти бутылку».
С главным пороком, перед которым не может устоять русская душа, начали бороться еще в царской России. Первые шаги на борьбу с зависимостью предпринял Петр I - издавал указы-просьбы о том, что народ должен соблюдать порядок и не пить до состояния полусмерти. Также специальные распоряжения о контроле за выпивкой были изданы и купцам, которые держали трактиры и иные увеселительные заведения. Некоторое время даже практиковались наказания в виде привязывания виновника к столбу позора. Но и это не помогло. Тогда Петр Первый, устав бороться за трезвость, принял решение о введении особой награды – «медали за пьянство» - её вешали на шею человеку, который был замечен в пристрастии к зеленому змею. И тут-то гордиться было нечем: вес металлической медали, которая была выполнена в форме своеобразной звезды, составлял 7 кг. А если учесть, что еще и цепи, ошейник, то на себе горемыка носил более 8 килограмм. Более того, согласно указу, виновный должен носить медаль в течение недели, не снимая: спать, ходить так на работу и проводить время дома.
Со временем стали появляться различные антиалкогольные компании, «союзы трезвенников» и прочие общественные организации. В 1928 году вышел первый номер антиалкогольного журнала «Трезвость и культура», ставшего главным печатным органом борьбы с алкоголизмом.
В конце 60-х начали создаваться лечебно-трудовые профилактории, а в 1967 году Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании злостных пьяниц». Самых неподдающихся могли упечь в ЛТП на два года, причем им было немногим лучше, чем зекам, – сбежавших из профилактория ждала соответствующая статья УК.
Помимо проведения различных мероприятий, призванных привить населению здоровый образ жизни (демонстраций, выставок, санитарных рейдов и т. д.), к пропаганде трезвого образа жизни привлекали знаменитых художников-плакатистов, которые должны были сформировать у граждан стойкую нетерпимость ко всему, что связано с алкоголем. Такие плакаты и сатирические рисунки вешали на уличных стендах, на стенах предприятий. Их также продавали в киосках «Союзпечати» и книжных магазинах - можно было купить и повесить у себя дома или подарить с «намеком» на порок, который высмеивался в карикатуре. Помимо остросатирической картинки на плакате писали стихи в тему.
На этом плакате прямо «в лоб» призывают заниматься спортом и забыть про булькающие вредные привычки.
В нашем Краеведческом музее хранятся несколько плакатов, посвященных борьбе с пьянством. Это подборка плакатов «Боевого карандаша» - творческого объединения Ленинградских художников, выпускавших сборники сатирических рисунков и агитационные плакаты, остро высмеивающие пороки людей.
1:00
Оставить сообщение: